О болящих, и не только

Где-то год-полтора назад поднимала здесь похожую тему, но ответа для себя так и не нашла. Скажите, положа руку на сердце, наверняка у вас бывает разное душевное состояние после беседы с тем или иным священником, или после исповеди?
Бывало, приходишь на исповедь вся в дерьме погрязшей в грехах, так, что жить не хочется, а поговоришь с батюшкой - и отпускает. И дело тут не в том, что этот священник "добренький" или пофигист, нееет! Он может быть очень строгим, очень! Но при этом, как-то умеет "разрулить" ситуацию - найдёт слова, которые поддержат, и пристыдит, там, где надо, и мягко задаст, казалось бы, непонятный вопрос. "Улетаешь" после Причастия, как на крыльях, и думаешь - к чему он ЭТО спросил? Для чего? Я-то какое отношение имею к ЭТОМУ?
А потом проходит время. Вспоминаешь этот вопрос, но по-прежнему, ответа нет. И вдруг, однажды, может быть, во время молитвы, а может, просто в тишине, или даже в круговороте звуков где-нибудь в людном месте, во время обычной и, казалось бы, ничем не примечательной беседы, к тебе приходит ОТВЕТ. И ты понимаешь, ПОЧЕМУ священник задал ИМЕННО ЭТОТ ВОПРОС. Понимаешь, почему он спросил об ЭТОМ ИМЕННО У ТЕБЯ. Ты ликуешь, получив ответ, и одновременно ужасаешься от своей греховности. Но - теперь тебе понятно! Теперь ты это увидел! Значит, можно в этом покаятся, и постараться исправиться! Пусть ЭТО приросло к тебе, но теперь ОНО уже не невидимка, а тяжёлая гиря, которая тянет тебя вниз...
Было у кого-то такое? Наверняка было.

В жизни часто, увы, бывает так, что ходить к одному и тому же священнику нет возможности: либо мы переезжаем, либо батюшку переводят служить в другой храм, либо приспичило исповедаться во время длительной поездки, в общем, хочу сказать, что бывают и другие случаи. Бывает такое, что после беседы со священником впадаешь в жуткое состояние - когда в уныние, когда в какую-то безысходность, и думаешь: то ли батюшка не понял, не нашёл нужных слов, то ли я горделивая тварь, и недостоин ходить в храм. И долго живёшь без Таинств.
А бывает и третий вариант - спешишь в храм, на исповедь. Душа горит огнём раскаяния, и, подходя к аналою, ты открываешь рот и начинаешь говорить, но священник, не слушая или даже не слыша тебя, не задавая вопросов, покрывает голову епитрахилью и произносит молитву... а тебе было необходимо сказать что-то очень важное, и задать вопрос. Не получив ответа, ты, с едва тлеющим огоньком в груди, приступаешь к Причастию.
Бывает и четвёртый вариант - люди после исповеди кончают жизнь самоубийством. Редко, но бывает и такое. Вы, конечно, скажете, что священник ни в чём не виноват, это человек был больным - уж простите, психов много, батюшка за всех отвечать не может! Вы будете правы. Но, с другой стороны, уж очень у нас, православных, этакое необоснованно презрительное отношение к так называемым "болящим", особенно, если этот "болящий" ещё и "с гордынькой". А вы когда-нибудь задумывались, что болящий - такой же человек, как и вы, а вовсе не этакий "отброс воцерковлённого общества"? Кстати, вполне возможно, он даже в чём-то лучше вас. Но вернёмся к священнику - всё-таки, пусть болящий, но этот человек был рядом с ним, со священником - он был его ближним. Возможно, он нуждался в помощи. Хотя бы, в добром слове. В поддержке. Если священник не мог найти для этого человека ни одного доброго слова, то неужели он не смог подарить ему хотя бы капельку любви, которая непременно оживила бы его отчаявшееся сердце? Размышляя на эту тему, наткнулась на это, цитирую:
Может ли человек духовно больной быть формально психически и физически здоровым? Да, может.
Может ли человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, включая тяжелые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости? Да, может. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что "священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная — это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь"6. Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводил конкретные примеры, "св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель, заметивший возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему"7.
Отношение Церкви к проблеме соотношения духовных и душевных болезней четко сформулировано в Основах социальной концепции (ХI.5.): "Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника".

http://e-vestnik.ru/analytics/pastyrskaya_psihiatriya_razgranicheniya_5757/
Вспоминаю случай, произошедший со мной на одном из этапов моего воцерковления. Как-то раз у меня случилась беда. Самая настоящая. Я пошла к священнику (сейчас он настоятель в одном из храмов Москвы), и спросила, что делать. Он сказал, чтобы я пошла домой и выпила водки. До этого я не пила. Но пошла и выпила. Потом ещё. И на другой день - ещё. На тот момент у меня был маленький ребёнок, которого я кормила грудью. Слава Богу, что меня остановил один человек.
Но это был не священник.

Posts from This Journal by “духовничество” Tag

Все верно. Очень полезный пост. Мне есть что рассказать, только долго это и муторно пересказывать. Был период в жизни, когда было очень плохо, невыносимо, надрыв и непрекращающаяся тоска в душе из-за некоторых жизненных обстоятельств. К своему батюшке я даже разок ездил днем, чтоб время было, спроситьсовета, что с этим делать. Батюшка мастерски уходил от ответов...

Помог мне транквилизатор, чудное средство. Я тогда часто думал "Господи, помяни тех людей, которые изобрели эти колеса". Но и тогда я не разочаровался в своем батюшке, любил его, хотя поговорить нельзя было, он вечно спешил. Даже специально приехав - ничего не получилось. И я думал, наверное, так положено, или он не понимает мою ситуацию. Через пару лет он дал один совет моей жене и тогда я понял, что все он тогда знал и понимал намного больше моего... Но и тогда я все равно подумал, может так и надо, заменить советы и общение транквилизатором? Чудное ведь средство...
Теперь, после твоего поста сомневаюсь. Может, общение и совет духовного наставника лучше транквилизатора? Тогда почему он ничего не говорил и уходил от темы... Просто мне не с кем сравнивать.

Одно скажу, ты зришь в корень.

Edited at 2015-02-05 10:09 pm (UTC)
Господь дает власть вязать и решить - и это не только механически надо понимать, но и вполе органически. Если батюшка кроме благодати свящества (которая, грубо гоовря, действует помимо него) несет еще личный подвиг и имеет, скажем так, благодать "личную", то, конечно же, исповедь у такого священника имеет великую силу РЕАЛЬНО МЕНЯТЬ СЕРДЦА. Исповедь становится ПОКАЯНИЕМ. А в противном случае - когда исповедь есть, а воздействия на сердце есть или оно слабо - тоска и уныние.. со мной был случай, мне батя на исповеди просто сказал что я идиот и не допустил до таинств... я не стал спорить, но больше в тот храм не ходил:)
Беда с советами. Предпочитаю тех, кто не многословен.

Тоже получал убийственные советы, вплоть до подталкивания к смертным грехам. Выбор отцов не велик в нашей местности, ценю того - кто может и не дает глубоких духовных поучений, но и не дает советов злых.
Ответы ищу все больше в книгах. Раз был свидетелем, как женщина подошла к настоятелю с вопросом про мужа, который в храм не ходит (много у него всяких тараканов, связанных со смущением по поводу Писания, непонятные места и все такое).
Он ей быстренько так покивал головой, да-да-да, вот у нас тут кружек есть, там Писание изучают, поймал меня за рукав и вручил мне эту вопрошающую немолодую тетеньку, а сам убежал. При этом он меня почти не знал, знал как зовут и что я хожу на кружок (!!!)
Вопросы у нее были серьезные и глубокие, отвечал когда, меня чуть не трясло от чувства ответственности, реально страшновато было.