Скульптуры, которые мы видим

Первого сентября в этом году была на редкость хорошая погода и я, оставив младших с мужем,

решила со старшими, уже студентами, прогуляться по городу. Зашли в Грабли, потом побродили по центральным улочкам. Я вспоминала, как, будучи в возрасте моих старших, и чуть младше, бродила одна или с подругой по Центру любимого города после музыкальной школы, а потом - после музучилища, и мне не нужно было никаких шумных компаний и тусовок. Интересно, что мои дети такие же), правда, профессии выбрали менее творческие, что, честно говоря, меня радует).
Кстати, удивительно, но прямо в Центре Москвы, рядом с Красной Площадью, ещё остались непонятные старые строения:

Потом мы решили пойти в кино, но на сеанс не попали, прошлись по узким улочкам и оказались рядом с Манежем. Вспомнили, что в данный момент там проходит нашумевшая выставка, и решили зайти.

Мы купили билеты и спустились в зал. Надо сказать, что это была не самая омерзительная выставка, а повидала я их, скажу как профессиональный художник, которому с кем только не приходилось выставляться, очень много (простите за понты))). Чего стоил один Кулик! Но всё равно, смотреть на этот упаднический нонконформизм было тошно, грустно, больно и жалко. Если человек умеет творить, почему бы, уподобляясь Творцу, не изобразить что-то прекрасное, сделать мир чуточку светлее, добрее? Для чего создавать дисгармонию, пошлость, кому интересны тёмные глубины душ авторов, которые выносятся на всеобщее обозрение? Да, уродство, пошлость и грех существуют, но зачем навязывать это другим? Тем же детям, которые пришли на выставку с родителями и доверчиво разглядывают непотребство, православным, которые вынуждены терпеть кощунство?
Но мне было интересно мнение моих детей.
Им, бедолагам, пришлось повидать на своём веку много выставок - я всегда брала их с собой на открытие своих персональных и групповых выставок. Они сказали, что эта выставка ничего не даёт ни уму, ни сердцу, а вот богохульные работы, тем более, такого плана, в общем доступе выставляться не должны. Если кому-то нравится богохульство и всякая мерзость, пусть наслаждаются просмотром в частных закрытых галереях. Короче, дети были возмущены и предложили вызвать полицию.
Тут же к нам подошла пожилая женщина, и сказала, что если нас что-то оскорбляет, то мы не должны ходить на такие выставки, чтобы не оскорбляться. Удивительно, правда? Я москвичка, профессиональный художник, и не могу в своём собственном городе прийти в выставочный зал, в котором сама выставлялась? Бред. Но разговор я поддерживать не стала, а просто отошла, достала телефон и позвонила в полицию.
Только я успела начать разговор, как вдруг, неизвестно откуда, на меня буквально полезла ещё одна пожилая дама, полная, настроенная очень агрессивно. Она не давала мне разговаривать, я прерывалась и просила её не мешать мне, пыталась отойти от неё, но она быстро шла за мной и подходила практически вплотную. Чтобы закончить разговор с оператором полиции, который ждал меня на телефоне, пришлось попросить детей задержать даму. Дети убрали руки в карманы, и, не проронив ни единого слова, встали рядом, плечом к плечу, перегородив даме дорогу. Она попыталась обойти, но дети для кого дети, а для кого огромные детины))) не пропускали её. Только тогда я смогла закончить разговор. Дама была вне себя и устроила истерику. Подошли охранники. Женщина возмущалась, что мои дети, якобы, напали на неё, и охранник стал провоцировать нас на скандал. Но мои воспитанные дети на хамство не отреагировали, а стояли молча, а я спокойно сказала охраннику, что мы вели себя тихо, никого не трогали, никому не мешаем созерцать экспозицию, не имеем желания никому ничего доказывать, а только вызвали полицию, так как на данной выставке совершаются уголовные преступления - если открыть УК РФ и прочитать ст. 282 и ст. 148 ч.1, то вполне очевидно, что мы, как православные христиане, имеем полное право требовать, чтобы 6 экспонатов убрали или хотя бы переименовали. Тут же подошли работники Манежа и попытались завести дискуссию, но я спокойно сказала, что не вижу смысла что-либо доказывать, мы просто хотим воспользоваться своим правом заявить о происходящем в полицию - это их работа, пусть они разбираются.
Необходимо пресекать подобное безобразие. Если авторам нравится изображать кого-то в глумливом виде, то пусть в качестве моделей используют себя, своих родителей или кого-то из своих знакомых, согласных с тем, чтобы их увековечили в данном стиле, обнажённых. Но изображать Бога и Его святых достоин не каждый, а уж в такой форме - это вообще кощунство. Если кто не знает, иконы пишут иконописцы, православные, по благословению, которые, насколько я знаю, молятся и постятся.
Пока мы ждали полицейских, встретили своих православных знакомых, которые пришли на эту выставку не из-за шумихи, устроенной в СМИ, а действительно имели отношение к искусству. Мы немного пообщались, и разошлись - писать заявление они не сочли необходимым. Если что, я их не осуждаю. Каждый борется со злом как хочет и как может. И, если уж говорить откровенно, маленькие добрые дела ежедневно и ежечасно делать гораздо труднее, чем прийти куда-нибудь раз в месяц и поскандалить. Проверено.
Пока мы ждали полицию, немного пофотографировались)) :

У входа на эту выставку был поставлен прозрачный короб, в котором находились, насколько я смогла прочитать, исключительно позитивные отзывы о данной экспозиции. Мы попросили для себя три анкеты, но работники выставки не дали нам ни одной.

Через какое-то время приехала машина, и нас отвезли в участок, где мы написали заявления. Надо заметить, что в полиции к нам отнеслись с пониманием - дежурные рассказали, что только в их смену с данной выставки человек пять пришли писать заявления, а потом к нам подошёл мужчина в штатском и сообщил, что дело заведено и они этого так не оставят. Кстати, на посту у дежурных заметила небольшие иконки.
Правда, не обошлось и без недоброжелателей - когда мы писали заявление, к нам подошёл невысокий мужчина (тоже в штатском) и, достаточно жёстко, попытался вывести меня на разговор, стал выяснять, что именно нас не устроило на данной выставке и почему. Я извинилась и сказала, что он мешает мне писать заявление. Попросила дать мне дописать, после чего мы будем готовы обсудить этот вопрос. Ему это очень не понравилось.
Когда мы вышли из отделения, уже начинало темнеть, и в кино мы так и не попали, но день прошёл не зря).
***

— Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?
   — Само присутствие христианина — это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: «Такой-то и такой-то не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами». Если кто-то не начнет воевать против зла — то есть не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, — то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь — это не их прогулочный катер, она — Корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес — иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям... А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом.
   И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: «Посмотрите, вот каким был Христос! Мессия придет сейчас!» — и потом явить своего «мессию». Они ведут дело к тому.
   — А люди, Геронда, этому верят и портятся!
   — Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм «Последнее искушение Христа» оскорбляет веру, а прокуроры говорят «Ничего страшного!» О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит плевела отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето.
   — Геронда, не следует ли в одних случаях защищаться, будь то лично или сообща, а в других нет? Например, вы, когда вам сказали, что вы еретик, ответили, а в ответ на другие обвинения промолчали.
   — Так святые отцы говорят, а не я. Любое другое обвинение помогает мне в духовной жизни, тогда как обвинение в еретичестве отлучает меня от Христа.
   — Геронда, а как людям исправиться при всем том, что происходит в мире?
   — Тот, кто хочет исправиться, исправляется от пустяков. Например, качается лампада или же его самого тряхнет, как следует во время землетрясения, и таким образом этот человек приходит в себя. А неверующие, слыша, что будет война или какая-то катастрофа, делаются еще хуже и говорят: «А ну давай повеселимся, все равно умирать». И ударяются в полный разгул. А в прежние времена даже и равнодушные люди, узнав, что будет война, приходили в себя и изменяли свою жизнь. Сейчас таких очень мало. В прошлом наш народ жил духовно, поэтому Бог благословлял его, и святые чудесным образом нам помогали. И мы побеждали наших врагов, которые всегда превосходили нас числом. Мы говорим сейчас, что мы православные, однако, к сожалению, часто мы носим лишь имя «православных», но не живем православной жизнью.
   Я спросил одного духовника, занимающегося общественной деятельностью с целой кучей духовных чад: «Знаешь что-нибудь о богохульном фильме?» Он мне ответил: «Не знаю ничего». Не знал ничего, а ведь сам в большом городе служит. Они усыпляют народ, оставляют его, как есть, чтобы он не волновался и развлекался. Смотри, ни в коем случае не скажи, что будет война или что будет Второе Пришествие и потому нам надо готовиться, смотри, чтобы люди ни в коем случае не разволновались! Все равно что те старухи, которые, словно их и не ждет смерть, причитают: «Не говори о смерти, только о праздниках да о крестинах» и испытывают таким образом ложную радость. А если бы они задумались о том, что старичок, живший неподалеку, умер вчера, что другой находится при смерти и тоже умрет, что послезавтра будет панихида по кому-то, кто был намного моложе их, то они бы думали о смерти и говорили бы: «Надо мне поисповедоваться, надо мне готовиться духовно, потому что, быть может, и меня скоро призовет Христос в иную жизнь». В противном случае приходит смерть и забирает их неготовыми. А другие от ложно понимаемой «доброты» говорят: «Не говорите еретикам, что они в прелести, чтобы показать нашу любовь к ним» и так уравнивают все. Да живи они в первые годы христианства, мы не имели бы ни одного святого! Христианам говорили тогда: «Только брось ладану на огонь, а от Христа не отказывайся». Христиане этого не принимали. «Сделай лишь вид, что бросаешь». Не принимали. «Не говори о Христе и уходи, куда хочешь, свободный». Христиане и этого не принимали. А сегодня видишь, что народ замешан на воде. Закваска не та,
   — Геронда, апостол Павел, говоря: «Плод духовный есть любы, радость» (Гал. 5:22), имеет в виду то, что радость есть доказательство правильной жизни?
   — Да, потому что есть мирская радость и есть божественная радость. Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира. Радость, которую испытывает духовный человек, — это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Не надо путать разные веши. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос — смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того чтобы быть радостным, ради того чтобы не нарушать своего покоя, ради того чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость — это одно, а мягкость от равнодушия — это другое. Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, — не духовный человек. Духовный человек — весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость — невыразимая и заливающая сердце.
   Пример говорит сам за себя
   — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?
   — Если речь идет о постах, установленных нашей Церковью — среде, пятнице, многодневных постах, то должны, потому что это исповедание веры. Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне.
   Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Потому и видишь, что если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей.
   — А если, Геронда, слушающий или читающий имеет доброе расположение?
   — Э, тогда он уже имеет божественную Благодать и пользу получает именно поэтому. Однако тот, у кого нет доброго расположения, станет разбирать сказанное проповедником и никакой пользы не получит. Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд.
   Как-то раз один богословов в своей проповеди призвал людей идти сдавать кровь, потому что в этом была необходимость. И действительно: многие были побуждены его проповедью и сдали много крови. Сам он, однако, не сдал ни капли, хотя крови у него, прямо скажем, хватало с избытком. Люди соблазнились. «Я, — сказал им тогда богослов, — своей проповедью побудил народ к сдаче крови, и это все равно как, если бы я сдал крови больше всех!» Так он успокаивал свой помысл. Да лучше бы ему было не проповедь произносить, а пойти и без шума сдать немного крови самому!
   Достоинство имеет образ жизни. Один человек, совсем не имевший связи с Церковью, сказал мне: «Я из правых». — «Да раз ты себя крестом не осеняешь, что толку в этом?» — ответил я ему. «Что толку в том, что рука считается правой, если она не совершает крестного знамения? Чем она отличается от левой, которая не совершает крестного знамения, ведь, как ни крути, она его тоже не совершает. Если ты из правых, а крестного знамения не делаешь, то чем ты отличаешься от левых? Цель в том, чтобы ты был человеком духовным, чтобы ты жил близ Христа! Тогда ты поможешь и другим».
   Если человек ведет правильную жизнь, то его дело говорит само за себя. В одном городе жил протестант, который осуждал всех: и клириков и владык. А в монастыре неподалеку подвизался один монах. Однажды какой-то атеист спрашивает протестанта: «Ну, ладно, вот всех владык, всех попов ты осуждаешь. А вот об этом монахе что скажешь?» — «С этим монахом, — говорит, — я считаюсь, потому что он не такой, как они». Как же помогает другим человек верующий, где бы он ни был, если сам он живет правильно! Помню, один мой знакомый полицейский служил на границе [с Югославией]. [С другой стороны] были сербы-коммунисты, и не простые, а из самых безбожных, из самых доверенных членов партии. Когда границу переходили священники, этот полицейский целовал им руку. Коммунисты это заметили. «Грек-полицейский, а целует руку у сербов-попов!» Это оказало на коммунистов большое впечатление, и они задумались о вере.
   А как помогают другим те, кто занимает какой-то ответственный пост и при этом хранит верность христианским принципам! Потому и я, когда приезжают некоторые «большие» люди, стараюсь увидеться с ними, чтобы помочь им, потому что они своим примером могут подействовать на других очень благотворно. Вот один маршал, которого я знаю, — это образец. Что он ни делает, все идет изнутри, от сердца, не внешне. Другие, видя его, задумываются и исправляются.

Преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том II
Духовное пробуждение
Часть Первая Ответственность Любви
2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры

Владимир Сидур
С 1942 по 1944 годы — воевал на 3-м Украинском фронте Великой Отечественной войны, командовал пулеметным расчетом. "Пути войны, как известно, неисповедимы. И когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности… Потом я был убит на войне"

В 1944 году в селе Латовка, в бою под Кривым Рогом был тяжело ранен. Сидура спасли восемнадцатилетняя Саша Крюкова и ее мама. Из рассказа Александры Крюковой: "...Мама с солдатами принесла еще одного раненого. Вместо лица - сплошная рана, одно мясо. Говорить не мог. Я догадалась, дала ему бумагу, карандаш. Он написал - Вадим Сидур. Приспособилась через трубочку кормить Вадима. Чуть-чуть отошел, а тут новая напасть - начали гноиться раны. Боже, как он страдал, какие страшные боли терпел! Решили с мамой: надо везти Вадима в госпиталь. Приехали в Кривой Рог, а там все разрушено, ни одной целой больницы. Пришлось везти в Днепропетровск - это от нас полторы сотни верст по разбитым дорогам в весеннюю распутицу… В январе 45-го пришло письмо от Вадима. Боже, как я обрадовалась, что он жив!".

В 19 лет Вадим Сидур стал инвалидом II группы (ИОВом), кавалером орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени и нескольких боевых медалей и демобилизован в звании гвардии старшего лейтенанта.
Вот и мне хочется сказать на ваши возмущения: и что? Только меня возмущает ваше неуважение к реально существовавшему человеку, ветерану, одному из тех людей, благодаря которым вы на земле сейчас живете. А вас возмущает оскорбление выдуманного книжного персонажа. Ну и что?
Наверное, то, что Вы написали, кажется Вам очень логичным. Что странно. Ведь даже атеисты не отрицают существование Иисуса Христа как исторической личности.
А для меня Бог реален. Я Его знаю.
Касательно Сидура - никакими заслугами нельзя оправдать кощунство.
Но инвалида войны нельзя так же судить, как человека, кощунствующего от скуки.
Никто не призывает к ответственности Вадима Сидура, который уже отошёл в Вечность. За "Скульптурами, которых мы не видим" стоят вполне живые, конкретные люди - организаторы, а так же художники, выставившие свои работы на этой коллективной выставке.
Мне интересно, почему они отмалчиваются?
Чем вас смущают половые органы исторической личности Иисуса Христа? Чем вас вообще смущают половые органы в созданном по образу и подобию бога живом существе?
1. Для кого-то Иисус Христос - историческая личность, а для христиан - самый любимый, родной, близкий и дорогой человек и Бог в одной личности. Сам факт того, что у Него, совершенного человека, и у ваших родных и любимых людей есть половые органы, думаю, никого не смущает.
Но выставлять их наготу на всеобщее обозрение для нас недопустимо!
2. Еще раз повторю, что в самом факте наличия половых органов у человека нет ничего плохого. Все, что Бог сотворил, - прекрасно. Вопрос в уважительном отношении к личности человека.
Могу привести пример из Священного Писания: когда Ной лежал пьяный в своем шатре, Хам посмеялся над ним и рассказал братьям, а те, не посмотрев на него, укрыли его наготу.
Если в Библии однозначно осуждается поведение Хама в отношении Ноя, то тем более недопустимо изображать Христа с неприкрытой наготой. Исторически такое изображение также неоправданно. Иисус Христос не был распят нагим, а Иосиф и Никодим, сняв Его с креста, обвили Христа плащаницею и положили в новом гробе.

И еще, вы должны знать, что историческая личность Иисуса Христа в конце истории будет судить и вас, в том числе такими словами: "был наг, и вы не одели меня..." (прочитайте от Матфея 25 главу)
Сия историческая личность вам лично это по секрету сообщила - мол, приду всех судить, мол, везде найду?)) Снова в ход древнесемитская сказочка-страшилочка? Ну, как водится, уже даже не смешно (раньше было очень забавно наблюдать ваши отсылки к сказке под названием "библия", теперь уже не забавляет).
Только вот по какому праву вы себе позволяете лезть везде и всюду, при том, что вас туда никто не звал, сами за каким-то чертом пошли туда, и наводить везде свои порядки? Насчет вашего заявления в полицию - включу Станиславского "Не верю". Удивляет лишь то, как охрана сразу своевременно не вмешалась и не выдворила вас оттуда. Как сами сотрудники не вызвали наряд полиции и не привлекли вас со всем вашим приплодом за хулиганство? Когда-нибудь, раньше или позже вы доиграетесь - и поделом вам будет.
Ольга, я Вас не понимаю. Если мне, например, не нравится чьё-то общество, я никогда не стану общаться с этим человеком. Если я не вижу духовной пользы в чтении чего-либо, если мне это неинтересно, то я никогда не буду убивать своё время на это бессмысленное занятие.
Зачем же Вы тратите своё драгоценное время и нервы на чтение этого блога? Я сюда посторонних не приглашала, и вообще-то, в профиле написала, что (цитирую) "ЖЖ был создан мною исключительно для удобства общения с реальными, а не виртуальными друзьями, коллегами и родными, поэтому, если Вас не устраивает то, о чём я пишу и как пишу, то не нужно уведомлять меня об этом - Вы можете просто никогда не заходить в этот ЖЖ, и от этого будет хорошо и Вам, и мне."
Вместо того, чтобы сидеть и пыхтеть от злости, читая то, что кажется Вам неправильным, лживым и бессмысленным, займитесь чем-нибудь приятным для Вас. Сходите на хеллоуин, например.
Искренне желаю Вам всего наилучшего.
Ох, кто бы говорил)) А зачем Вы потратили свое время на посещение той выставки, где вы устроили непристойную свару? Вас туда тоже никто не приглашал, а уж коли пришли, так без претензий, нечего свои порядки там наводить. А "пыхтите от злости", похоже, как раз вы - так и негодуете в ваших виршах. А я же просто забавляюсь, Вы иной раз бываете оооочень забавны.
Цитата: "А зачем Вы потратили свое время на посещение той выставки, где вы устроили непристойную свару? Вас туда тоже никто не приглашал, а уж коли пришли, так без претензий, нечего свои порядки там наводить."
Я коренная москвичка, хожу в своём родном городе, где хочу. Кроме того, я являюсь членом союза художников, и не одного. И членом союза дизайнеров. Выставочные залы - моя стихия, и мне бы не хотелось видеть там всякую мерзость.
"Свару" никто не устраивал, молча написать заявление - это не свара. Свара как раз Ваша стихия. Забавляйтесь на здоровье, если Вы способны только на это. Только сама с собою, меня об этом уведомлять не надо, ок?
Вы, как тараканы, лезете даже на закрытые выставки. Оставьте в покое нормальных людей, хотя бы искусство не пачкайте своими липкими, провонявшими ладаном лапами. Откуда это страстное желание изгадить, опошлить всё вокруг, замазать всех и вся своей собственной душевной грязью ? Неужели так удержать внутри себя свои фекальные воды ?
Она имеет право как гражданин РФ. Ходить куда ей хочется и делать что ей хочется, она у себя дома.

Если, например, лично вас что-то не устраивает в нашей русской культуре, в наших нравственных ценностях и в нашей религии, вы можете уехать туда, где вас будет устраивать всё. Можно уехать целовать задницы гомикам в США, а можно уехать кушать человечину в Конго, а можно уехать в другие высококультурные и просвещённые страны Востока или Запада, где лично вам будет хорошо.
Это Вы ещё не были на выставках, регулярно проходящих в соборе св.Павла в Лондоне. Вот где мерзость, идеологически подкреплённая протестантизмом.
Ещё мерзее этой.