#усыновление #опека #приемнаясемья #сиротство #чужихдетейнебывает

Бывает.
И общество, кажется, уже начинает вытирать розовые сопли и открывать не только гдаза, но и рот.
Ни прибавить, ни убавить, читайте:

ВОПРОС: Наша семья хотела бы усыновить ребенка, но мы не уверены, что справимся. Просим Вашего совета.

ОТВЕТ: Однажды пришла ко мне молодая матушка, проконсультироваться по поводу опекаемой ею девочки. Приезжая с батюшкой летом в деревню, матушка много помогала семье, живущей по соседству: одеждой, продуктами, много занималась с детьми. Отца в семье не было, вскоре умерла мать. После ее смерти мальчиков отправили в детский дом, а девочку матушка решила взять к себе, поскольку своих детей у нее не было.

У девочки была значительная задержка в интеллектуальном развитии, эмоциональная неадекватность и высокая степень астенизации - девочка через 30 минут заснула (просто отключилась), сидя на стуле. Несмотря на то, что батюшка с матушкой много занимались с девочкой, в школе педагоги говорили о необходимости ее перевода из общеобразовательной в спецшколу.

Однако, главная беда была в том, что стала разрушаться их семья. Батюшка сначала тоже много сил отдавал воспитанию девочки: читал ей книги, возил ее в музеи, на различные занятия и т.д., но чувствовал, что девочка раздражает его. У батюшки началась депрессия, он не хотел после службы ехать домой, стал оставаться ночевать при храме и остро встал вопрос о том, что он в таком состоянии не может служить. И это ощущалось как катастрофа.

«Может быть, Вы планировали создать детский приют при храме, с тем и брали девочку?» - спросила я с надеждой. К сожалению, оказалось - нет.

Почему я рассказываю именно этот случай с семьей батюшки, ведь я могла бы рассказать много других? И еще один вопрос: может быть, чем в более раннем возрасте усыновить ребенка, тем легче его воспитывать?

Однако, мне известно много случаев, когда усыновление младенцев приводило к печальным последствиям всех участников этого действия. Скажу больше: профессиональные педагоги или психологи брали младенца прямо из роддома, воспитывали по определенным системам, но всегда сталкивались с проблемами, которые достались ребенку от его родителей. Младенец – не чистая доска, на которой «напишу, что хочу и воспитаю, как хочу(!)» – все гораздо сложнее.

В этой связи уместно вспомнить понятие родового греха, которое все чаще употребляется в психологии и богословии. Так, А.И.Осипов утверждает, что родовой грех – это искажение природы человека, унаследованное им за грехи родителей.

Это только на первый взгляд кажется, что дети-сироты – такие же обычные дети – их только взять, отогреть, приласкать – и все будет в порядке. Нет, оказывается, у многих из них наблюдается некое искажение (деформация) психофизической природы – можно сказать - тяжелая болезнь, имеющая определенный синдром (набор симптомов). Не будем в рамках данной статьи их подробно описывать. Назовем лишь главное, с нашей точки зрения, - это сильнейшее повреждение (или несформированность) внутренней структуры личности ребенка, конечно, проявляющееся в различных нарушениях структурности его поведения. И эти нарушения хорошо видны даже на фоне наших обычных современных расторможенных детей.

Когда мы говорим о любой тяжелой болезни, мы понимаем, что хороший домашний уход недостаточен для выздоровления. Такого больного необходимо срочно госпитализировать в больницу, под особое наблюдение врачей, где возможна интенсивная терапия и оперативное вмешательство.

Аналогичная ситуация с детьми-подранками. Не будем разбирать трагические ситуации судебных разусыновлений детей с требованием приемных родителей о смене не только фамилии, но и имени этих детей. Хотим отметить только, что в этих ситуациях пострадавшими являются все участники: ребенок, приемные родители, благословивший на усыновление священник, друзья, знакомые, учителя, судьи, сотрудники отдела опеки – все получают сердечную рану разной степени тяжести.

Необходима стратегия в решении вопроса об усыновлении или взятии под опеку ребенка. В очень небольшом числе случаев ребенка можно без особых раздумий усыновить. Это прежде всего в случае потери родителей - усыновление близкими родственниками, когда все известно о семье ребенка и о самом ребенке и при этом отсутствуют смущающие обстоятельства, способные повлиять на дальнейшее воспитание ребенка.

Однако в подавляющем числе случаев лучше «поспешать медленно». Так, из медицинской практики известно, что, когда, жалея долго голодавших людей, им давали наесться – те быстро погибали. Так же погибают и люди, слишком быстро поднявшиеся из морских глубин к вроде бы спасительному воздуху. Такой же ошибкой является мнение, что усыновленному ребенку больше всего необходимы любовь, забота и бытовой комфорт. Безусловно, это важные условия, но совершенно недостаточные и даже пагубные в некоторых случаях.

Сейчас никому уже и доказывать не надо, что неразумной любовью родители могут повредить своих собственных детей. Но подобные ошибки приемных родителей, особенно не имевших до этого своих детей, в отношении к усыновленным детям часто приводят к очень тяжелым последствиям.

Дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации характеризуются расстройством своих психических и физических сил, связанным прежде всего с беспорядочным образом их жизни.

В последнее время стало заметно охлаждение к различным системам воспитания и проявление интереса к тому, что об этом говорили Святые Отцы и их последователи. Одной из важнейших отличительных черт этих подвижников была строгость распорядка их жизни. Так, старец Феофилакт говорил, что «характер и личность человека складываются, прежде всего, благодаря неизменному следованию упорядоченному и правильному образу жизни. Человек, приняв решение не нарушать распорядка, приобретает решительность и мужество, которые весьма важны и необходимы в нашей жизни…

Есть и другая причина, столь же настоятельная, которая делает распорядок необходимым – изменчивость непостоянного человеческого характера, возникшая в результате падения Адама… Никакой другой, зависящий от человека фактор не способствует успеху в такой степени как …продуманный распорядок жизни…

К тому же бесспорно утверждение, что распорядок в жизни является главнейшим средством духовного преуспеяния. Он является целью законов и заповедей, которые с древнейших времен были даны Богом или людьми. Нарушение цельности характера после падения прародителей требовало законоположения для поддержания равновесия пришедших в разлад душевно-телесных сил».

Лечебницей для ребенка, много пережившего за свою короткую жизнь, привыкшего к беспорядочной жизни и имеющего подобный разлад душевно-телесных сил, является такое детское учреждение, где определенный порядок жизни, дисциплина способствуют воспитанию собранности, вниманию, структурности жизни.

У меня были ситуации, когда со мной советовались по вопросу усыновления детей. Это были тяжелые детские судьбы. Одним родителям я посоветовала не усыновить, а взять под опеку ребенка, помочь ему с устройством в суворовское училище, а в выходные и каникулы побольше проводить времени вместе. В другом случае ребенка тоже взяли под опеку и поместили его на время в интернат при монастыре, поддерживая живой контакт с ним. Другие случаи решались похожим образом. И пока никто об этом не пожалел, потому что было много ситуаций, которые бы в случае усыновления привели к достаточно тяжелым последствиям.

Поступая таким образом, мы, с одной стороны, помещали ребенка в структурированную среду с регламентированным распорядком дня, и в то же время дети обретали заботливых и любящих их близких людей.

Нельзя забывать и о сильном влиянии хорошего детского коллектива на воспитание трудного ребенка. Это замечательно раскрывается в трудах Макаренко, которые мы советуем перечитывать чаще.

Таким образом, реальная помощь ребенку, оказавшемуся в трудной житейской ситуации по нашему опыту более эффективна, когда проходит через такой промежуточный вариант: семья и хорошее детское учреждение – для мальчиков лучше суворовское или кадетское училище; для девочек – интернат при монастыре.

Семья в современных условиях городской жизни не сможет противостоять всем разлагающим воздействиям на уже достаточно расстроенную психику таких детей; воспитать привычку к порядку, послушание, иммунитет к вредоносным влияниям среды гораздо легче в детском коллективе, имеющем некоторую изоляцию от этой среды.


Вернемся к началу статьи. Почему я рассказала именно о трудностях, возникших в батюшкиной семье? Потому что в этой семье два молодых человека отдавали много сил и времени воспитанию и обучению ребенка, упорядоченности жизни придавалось особое внимание. Естественно в семье священника ребенок входил и в церковную жизнь, что редко делается в других семьях. Однако батюшкина семья подверглась тяжелейшему испытанию. Девочку удалось поместить в хороший интернат, ее часто навещают, все выходные она проводит в семье батюшки – оказалось, что так лучше и для девочки и для ее новой семьи.

Первая волна беспризорности прокатилась по России после революции и гражданской войны. Стране удалось справиться с ней и осмыслить накопленный опыт. Поэтому сразу после поворота войны к нашей победе с 1943 года стали разрабатываться меры, направленные на предотвращение второй волны беспризорности, в числе которых были созданы суворовские и нахимовские училища, накопившие уникальный опыт обучения и воспитания.

Сейчас по стране идет третья волна беспризорности. Остановить ее можно только нашими совместными усилиями. Необходимо расширять сеть суворовских, нахимовских, кадетских училищ для мальчиков, приютов и интернатов при монастырях для девочек. Тем же, кто хотел бы усыновить ребенка, но опасается трудностей, можно посоветовать взять под опеку ребенка, постараться устроить его в хорошее детское учреждение, а дальше жизнь или приведет к решению усыновить этого ребенка или оставить под опекой, помогая ему определиться и « встать на ноги» в этой жизни.
Людмила Федоровна Ермакова

http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/ermakova-l.f.-usyinovlenie-detey.html

Posts from This Journal by “о любви” Tag

Извините, а вы точно православная? Ваши рассуждения заставляют в этом усомниться.Один священник усыновил семьдесят детдомовских детей.

– Как же так, батюшка? – спрашиваю я. – Учить, я понимаю, ребятишек надо, но зачем в свою семью столько-то сирот сразу брать?

– Так и это понятно, – терпеливо растолковывает мне батюшка. – В домашней обстановке дите можно большему научить, больше вложить в него. Ну скажите, какой детдом сравнится с семьей по силе воздействия?

Вы же утверждаете, что интернаты для детей лучше. У вас один из детей инвалид,почему вы его в казенное учреждение не отдали? Там распорядок,дисциплина, ваш сын должен расцвести в детдоме, а вы его в семье держите.
Мне кажется, для вас все чужие дети - плохие, которых надо в интернаты и монастыри с глаз долой отправить. Извините за резкость, но очень меня покоробило ваше отношение к сиротам.
Эту статью писала не я, а православный психолог. Внизу ее имя и фамилия, а так же ссылка. Напишите ей и уточните, действительно ли она православная.
И Вы соврешенно не в теме, инвалидность тут ни при чем. У моего сына ментальная инвалидность, а в статье речь идет совсем о других детях, генетику ещё никто не отменял.
Что касается батюшки, усыновившего 70 детей - неужели Вы не понимаете, что он сам не ухаживает за ними? Если бы он кормил всех с ложечки, отмывал размазанный кал, готовил на всех, стирал и убирался за всеми целыми днями и ночами, то его бы надолго не хватило.
70 детей - это скорее детдом семейного типа, и уделить достаточно родительского внимания и времени каждому ребенку папе и маме возможности нет, это я говорю как мама всего-навсего 9 детей. Впрочем, не утверждаю, что 70 детей это плохо, напротив, замечательно чем больше детей тем лучше, батюшка молодец. Но это, получается, точно такой же приют, только православный, семейного типа, с таким же распорядком и дисциплиной, какой и был рекомендован психологом, написавшем статью.
Поэтому впредь будьте внимательны, выражая свое "фи".
(Anonymous)
Здравствуйте.
Статью писали не вы, но, раз у себя разместили, значит согласны с тем, что там написано. Поэтому разрешите вам спросить). Тем более, что вы на практике знакомы с проблемой.
Для меня вопрос не праздный, так как собираемся усыновить ребенка.
Самое большое недоумение вызвали у меня слова про родовой грех. Это же Ветхий Завет в самом жестком понимании. По словам автора любовь новых родителей, милость, благодать Божия для таких детей не существуют. Только генетика, биология и все; чуть поправить ситуацию могут только жесткие рамки поведения, по сути - дрессировка. Все очень безнадежно получается тогда.
Поэтому обращаюсь к вам с вопросом: вы, исходя из вашего опыта, тоже считаете, что таких детей никак нельзя отогреть, что их "поврежденность" восполнить нереально?


С уважением, Анна.
Здравствуйте, Анна. Если кто-то размещает текст со ссылкой на источник, это ещё не значит что человек полностью согласен с его содержанием и готов ответить за то, что пишет автор.
Поэтому, если у Вас есть вопросы к автору текста, обращайтесь непосредственно к нему, а не ко мне. Говоря о родовом грехе, она, вероятно, имела в виду генетику. Вы ведь не будете отрицать, что дети наследуют цвет глаз родителей, их характер и т.п.?
Хочу заметить, что на вопросы отвечал практикующий специалист, человек с опытом, а не какая-нибудь дама, считающая себя доброй только от того, что испытывает жалость. Она ничего не сделала для сирот и даже не попыталась разобраться что к чему, она просто увидела никому не нужных детей на фотографиях. А услышав, что с такими детьми сложно, она решила, что "если малютка плохо себя ведет, значит, злые усыновители его недолюбили". Почему она так думает? Потому что ей так удобно, она успокаивает свою совесть, ведь сама ничего не сделала, но осудив других, она пытается выглядеть доброй на фоне тех, кто в проблеме разобрался, и, не стесняясь, называет вещи своими именами.
Касательно Вашего вопроса - я не могу Вам ничего ответить, Анна, так как не знаю Вашей мотивации. Если Вы усыновляете ребенка ради Бога - это одно дело. Но если Вы решили усыновить из эгоистический целей, то есть потому что у Вас нет детей, и Вы будете надеяться на любовь, уважение, послушание и пр., то в этом случае лучше не усыновляйте.
Вам нужен не совет со стороны, Вам нужна правда, поэтому прежде чем пойти на этот шаг, погостите у семей, где есть усыновленные и приемные дети.
А о себе я могу сказать только то, что двое из трех наших приемных детей стали нам как родные, мы их любим и они нас любят. А один из детей с самого начала был слишком сложным, и, на сегодняшний день, таким и остался. Что будет дальше, сколько я выдержу - не имею понятия.
Бог Вам в помощь.