Схианхимандрит Иоанникий, Чихачёво. Вымыслы и реальность. И немного о тех, кто рядом с ним

Для начала, чтобы не возникали вопросы, хочу объяснить, почему я не пользуюсь словом "старец". Всё просто. Потому, что знаю: сами люди очень не любят, когда их называют "старцы" и "старчики".
Читая негативные отзывы об отце Иоанникии, я вспомнила об одном случае. Как-то раз Паисий Святогорец посетил Афон, когда ещё был жив старец Иосиф Исихаст. Он много слышал о нем и решил познакомиться со старцем Иосифом, но отцы и братия отговорили его - сказали, что он пребывает в прелести. Старец Паисий Святогорец очень сокрушался потом, что не воспользовался возможностью лично познакомиться с этим великим подвижником, доверившись сплетням.
Я могу советоваться с тем, кто мне интересен, но меня всегда мало интересовало чьё-то мнение относительно кого-либо. Бывало и такое, что на чужие грабли наступала. Но никогда не жалела - мне гораздо больше нравиться разобраться во всём самой, чем полагаться на кого-то. Поэтому, сомнений ехать или не ехать к отцу Иоанникию у меня не возникло - конечно, ехать. Правда, благословение у мужа не могла долго выпросить, а без благословения ехать не хотелось. Повезло, что знакомый священник был знаком с духовным чадом батюшки Иоанникия, тогда ещё Иоанна. Он рассказал одну историю, после которой муж всё-таки отпустил нас с Ефремом.
Где находится обитель? Как туда попасть? Можно ли будет увидеть батюшку? Отец Иоанникий ведь в схиме, а значит, вполне имеет право месяцами находиться в затворе. Вопросов было много. Я открыла поисковик. На удивление, несколько паломнических служб предлагали поездки в обитель к отцу Иоанникию. Ближайшая должна была состояться через несколько дней. Я связалась с гидом и выяснила, что стоимость поездки 2000 рублей с человека. Она рассказала, что мы приедем к самому началу службы, а после ночного бдения можно будет задать вопросы батюшке, потом будет трапеза, затем отъезд. Ещё она сказала, что у каждого будет возможность передать батюшке записку через неё, он их обязательно читает и молиться за каждого человека всю жизнь. Меня все устроило, и я решила воспользоваться услугами этой паломнической службы.
После того, как я написала предыдущий пост, мне стали звонить и писать: как я могла поехать туда, ведь отзывы паломников об этом старце крайне негативные. К тому же, владыка не благословляет и пр. Про владыку я ничего не знаю, но вариантов много. Как бы то не было, на Литургии, однако, отец Иоанникий отчетливо и с любовью помянул своего владыченьку)
На некоторые возмущённые комментарии я могла бы ответить сразу, ещё до того, как побывала в обители. Для удобства я их пронумерую, выделю и буду вставлять по мере необходимости. Например, мне было удивительно читать что:
1. Батюшка деньги заколачивает, организуя к себе самому поездки.
Хочется ответить таким умникам: ну попробуйте, организуйте паломнические службы к самому себе. Кто к вам поедет? Кому вы нужны? Вы вообще задумывались о том, что если люди едут, значит они действительно получают утешение и помощь?
Насчет денег - сомневаюсь, что отец Иоанникий имеет что-то от паломнических служб, но даже если и так, то что в этом плохого? Разве обители не нужны деньги? На ремонт строений, на продукты? Отсюда хочется плавно перейти к второму обвинению:
2. Я приехал, а батюшка меня не принял!
Понятное дело - мало кому хочется задавать вопросы при всех, каждый хочет поговорить наедине. Но страждущих много, а отец Иоанникий один, и он принимает так, как ему удобно, к тому же батюшка - человек пожилой, со здоровьем у него проблемы. И вообще, он не обязан принимать никого. То, что он принимает - уже милость. Нормальный монах должен не принимать, а молиться. Групповые поездки - это оптимальное решение! Не понимаю в чём грех, когда люди приезжают организованно, заранее зная, что батюшка их примет? Это же замечательно, ведь никто не потратит зря время на дорогу. И для батюшки это хорошо - раз в неделю приезжают паломники и чада, отец Иоанникий имеет возможность рассчитать, сколько человек будет на трапезе и пр., а в остальное время он спокойно предаётся молитве. В конце концов, и в миру цивилизованные люди всегда планировали своё время, договариваясь о встрече и встреча проходила так, как удобно обеим сторонам. Но нет, мы особенные - раз старец, значит принимай, потому что к тебе приехал Я!!! Страждущий, жаждущий утешения! Нет, милок, смиряйся и будь как все, одной из овец в стаде Христовом.
Но я отвлеклась.
Микроавтобус отъехал около 17 часов. Несколько человек, включая меня и Ефрема, ехали впервые. Гид, милая приветливая женщина, начала рассказывать об отце Иоанникии, о том, как будет проходить сегодняшняя служба. Я с интересом слушала, но тут она начала рассказывать про правило схимонахини Антонии - какая наступает благодать и успокоение после него. Спрашиваю, кто её научил этому правилу. Отвечает, что старцы. Какие конкретно, она не ответила, но сказала, что схиархимандрит Иоанникий на правило схимонахини Антонии благословение не давал. Если бы я услышала, что батюшка благословлял на это правило, то дальше просто бы не поехала.
Попыталась объяснить гиду и сидящим в микроавтобусе женщинам, что те, кто пользуются этим правилом, раскольники, но гид, естественно, говорила громче, ведь в её руках был микрофон. Мне в руки она микрофон не дала - сказала, что у неё есть благословение на то чтобы говорить в микрофон, а у меня его нет.

Тогда я снова вспомнила о том, что
3 много читала о духовно нездоровой обстановке вокруг отца Иоанникия, и подумала, что батюшка просто не в курсе, что "благословенная" гид, кощунственно глумясь над Таинством Крещения, рекламирует правило Антонии, которое он не благословлял. Нельзя человека крестить после смерти. После аборта надо дела покаяния совершать, а не правилом Антонии себя утешать.

Продолжая разговор о духовно нездоровой обстановке, который будет долгим, хочу сказать о родовых грехах. Это была одна из любимых тем нашего гида после правила Антонии.
Было видно, что гид не читала толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна, 9 главу:
Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают.» Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают.
Ин.9:3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,
Господь в разрешение недоумения их говорит: «Не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо.
Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез.18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: «да не умрут отцы за сыны» (Втор.24:16).
«Но как же, – скажешь, – написано: «Наводяй грехи отцев на чада до третьего и четвертого рода» (Исх.34:7)?» На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: «Нет, не так. Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие.» Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе.
Кратко: "наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи."
Это святоотеческое учение о "родовом грехе".
"Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие" в принципе, батюшка об этом и говорил - о том, что сложно с родовыми грехами бороться, но это необходимо для спасения. А не так как объясняла гид: "батюшка помолится, отслужит 10, или 20, или 30 Литургий (для кого как) и выведет родственника из ада".
И еще один перл нашего гида: "В выкидышах женщина виновна так же как и в абортах, потому что не сохранила ребенка" - вообще бред. Это то же самое как обвинять мать, у которой ребенок скончался от неизлечимой болезни.

В общем, обидно, что некоторые гиды вместо катехизации о правиле Антонии в микрофон рассказывают. А катехизацию провести хорошо бы. Потому что у батюшки толпы посетительниц нецерковных, ездящих не к Богу, а "к старцу" за пророчествами и ответами на личные вопросы.
Кстати, когда мы, наконец, доехали, читалось Евангелие от Матфея 8:15, и я поняла, что не напрасно пыталась говорить с гидом.

Вскоре нам вручили файл с прайс листом:

На форумах паломники возмущались, что
4. "деньги с людей дерут"
А по мне, так нормальные цены. Не завышенные. Те, кто был в монастырях, со мной согласятся. Особенно умилило, что отчитка стоит 18 рублей.

Я заказала несколько треб и написала письмо батюшке с просьбой помолиться о Юле и Ефреме.
Последняя часть дороги была посвящена сборам: деньги сдавались, чтобы купить продукты на канон, на электричество (потому что в обители задолженность), на свечи, записки, сорокоусты, и т.д. и т.п. Честно говоря, ничего плохого не видела - разве не честь помочь обители? Как мы еще можем помочь? Только деньгами, так зачем же возмущаться?
Сдавали деньги мы в том числе и на свечи. Вспомнила, как некоторые возмущались тем, что
5. в храме не разрешают ставить свечи.
И правильно. Вы знаете, как коптятся своды? В некоторых храмах каждый год отмывают потолок, а затем тратятся бешеные деньги на реставраторов. Я, например, свечи почти никогда в храме не ставлю.
Кстати, когда началось Соборование, свечи раздавали бесплатно! В любом количестве, и даже с бумажечкой, чтобы расплавленный воск не жег людям руки. Где вы еще видели, чтобы свечи бесплатно раздавали? А между прочим, народу было много, тысяча человек, если не больше!

Приехали мы поздно, далеко за полночь. На площади перед монастырём стояли большие экскурсионные автобусы, микроавтобусы и автомобили. Мы с Ефремом "оторвались" от группы и пошли вперёд, так как я боялась, что в храм мы не поместимся, а мне очень не хотелось, чтобы ребёнок провёл ночь на улице. Я вошла в храм. Он был полон под завязку. Слева - женщины, справа - мужчины. Впереди охранники, крепкие неприветливые мужчины лет тридцати. Они не пустили меня на женскую половину, потому что там буквально ступить было негде. Я попросила пустить нас на мужскую половину, сказала, что Ефрем болен и оставить его одного я не могу. Нас пропустили.
Сказать, что в храме непривычно, это не сказать ничего.

6. "Батюшка жалеет денег на ремонт храма".
Сразу скажу, что это неправда. Если бы на ремонт храма не выделяли деньги, он бы давно разрушился. А так всё в порядке: крыша на месте, она не течёт, стёкла в окнах имеются, двери тоже, всё приемлемо, хотя да, всё старое, будто бы в этой точке мира остановилось время.
Обстановка такая, словно только что вышел из машины времени и попал в прошлое. В фильм 50-х 60-х годов.

Окна обычные, не пластиковые. Убранство не современное, аляповатое, а строгое и скромное, но разве это плохо? Почему позолоченные виньетки считаются роскошью? Кстати, действительно, почему? Недавно, с разницей в несколько дней, была в гостях у двух подруг. У обеих кухни были практически одинаковые, в одном из классических монументальных стилей с элементами прованса. Очень красиво, но мне не нравится. Не потому что у меня на такие никогда денег не будет (кстати, правда, не будет)) просто мне больше по душе простые линии хай тек.
На вопрос, почему храм в таком состоянии, батюшка обычно предлагает обратить внимание на состояние наших душ. Слышала, что он даже ругает работников, когда они паутинку по углам снимают. В этом что-то есть, не правда ли? Поэтому, для меня нет ничего удивительного в том, что батюшка оставил храм в аскетическом, первозданном виде. Храм, как он есть, это фактически музей, сохранённый памятник архитектуры! Очень рада, что есть возможность увидеть храм таким, какой он был изначально, а заодно задуматься о чистоте наших душ.

Действительно, чего мы достойны? Что лучше, девственно нетронутые своды храма или фальшивая позолота?

7. Вонючие матрасы на полу
Некоторые матрасы и правда неприятно пахли. Думаю, их просто пожертвовали в том виде, каком они были. Кстати, во время службы на матрасах не отдыхал никто - аккуратно свёрнутые, они лежали вдоль стены "мужской" половины храма. Когда нет службы, на этих матрасах отдыхают те, кто желает остаться на какое-то время в обители.
8. Не могут нормальную гостиницу для паломников построить, что ли?
Думаю, что просто не хотят. Зачем? Чтобы была такая же толпа, как у отца Власия? Не нужна там гостиница, пусть люди смиряются. Что может быть благодатнее, чем поспать на полу в храме? Я бы поспала с удовольствием, но надо было возвращаться. Может быть, когда-нибудь...
Ещё до поездки гид сказала мне, что я могу взять с собой спальный мешок и положить Ефрема спать, если он устанет стоять. Ещё в дороге я предупредила сына, что сегодня он будет спать в храме, и Ефрем с интересом разглядывал мужчин, сидящих на корточках вдоль стен. Некоторые сидели, некоторые стояли - даже мужская половина храма была забита битком. Положить спальник было некуда. Я пыталась просить мужчин подвинуться или уступить место, но они смотрели словно мимо меня или отсылали у другой стене, где было окно. Я подходила к окну, там отвечали, что тут садиться нельзя. Больше всего я боялась, что уставший Ефрем разнервничается, ведь он в силу своей проблемы мыслит линейно: раз ему сказали, что сегодня он будет спать в храме, значит по другому просто не может быть.
На нашу беду мои метания увидела пожилая монахиня, стоящая за свечным ящиком, и стала прогонять меня с мужской половины. Я ответила ей, что у меня больной ребёнок и охранники разрешили мне отстоять службу с ним. Но моё смущение и усталый вид словно распалили её - она начала громко говорить, что Ефрем здоров и его можно в армию отправлять. Когда я ответила ей, что он аутист, она нашла, наконец, как меня отстроить:
- Да он у тебя бесноватый! У тебя бесноватый ребёнок! - начала орать она.

Болезнь не грех. Грех - это злоба. Но монахине, как ни странно, этого было не понять.

Я тяжело вздохнула. Не реагировать на происходящее в душе легко, но надо было что-то делать. У меня оставалось два варианта: либо поставить её на место, либо уйти из храма. Просто уехать и всё. Гид с правилом Антонии, чтица, возглашающая "Госпэ памилуй", агрессивная монахиня - интересное окружение у батюшки! Но я проделала слишком длинный путь, чтобы сдаваться, и ответила монахине:
- Зато Вы вся светитесь!
Она опешила и замолчала.
- Да-да! Смотрите, у Вас, кажется, прорезался нимб!
Холодный душ не помог, через минуту она пришла в себя снова начала кричать, желая чтобы пришли охранники и выгнали меня. Тогда я спросила как её имя, чтобы помолиться о ней, но она не ответила. Пришлось применить мой единственно беспроигрышный метод:
- У меня девять детей, а у вас? Наверное, абортов не меньше девяти? Только тогда монахиня резко замолчала. Пришедший на шум охранник согнал одного из сидящих мужчин, и я, наконец, положила спальник на пол, и счастливый Ефрем улёгся на него.
В уголочке встали муж, жена и их малыш лет трех. Монахиня не дала покоя и им: сказала, что папа должен остаться с сыном один, потому что женщинам на этой половине находиться не положено. Женщина ушла, но не прошло и пяти минут, как малыш расплакался и стал звать маму. Пришлось папе с мальчиком выйти и стоять всю ночь на улице - даже притвор был забит битком, и на женской половине негде было ступить. Неужели монахине совсем не было жаль маленького ребенка, отправившегося из-за ее дури на всю ночь на улицу?
ПАС налицо. Вот вам и "яко ангели".
Раздававшееся с амвона "Госпэ памилуй" нервировало меня. Госпэ - на мой взгляд, слишком фамильярно. Мне, например, не нравится, если Патриарха называют "патрик". Когда началась служба, я не поняла ничего. Сначала решила, что это другой язык, потом сообразила, что
9. батюшка просто не проговаривает некоторые слова.
Отец Иоанникий очень старенький. Возможно, где-то что-то он сокращает, но видимо, на то есть причины - действительно, очень, очень много нездоровых физически и духовно людей.
Вообще, абсолютно всё было странно и непривычно. Но кстати, стоять было совсем не тяжело, сонливость исчезла, чувствовалась легкость, время шло быстро. Сначала было помазание, затем общая исповедь, после неё Литургия, потом Панихида, далее началась отчитка. Я сразу и не сообразила, просто услышала, как какая-то женщина начала рычать и лаять. "Выходи, выходи!" - строго говорил батюшка, а женщина ревела: "Нет!" Сидевший на одеяле Ефрем удивлённо поднял брови, на него отчитка не действовала совсем. Всё это происходило на женской половине, поэтому мы ничего не видели, только слышали. Отчитка прошла быстро и закончилась благополучно. Потом был Крестный ход, затем Соборование.
И у меня, и у Ефрема было состояние покоя и какой-то тихой радости. Несмотря на бессонную ночь, проведённую на ногах, усталости я не ощущала.
10. "Каков поп, таков и приход". На одном из форумов я читала, что многих возмущали охранники - грубые неотёсанные молодые парни, которые, якобы, не выпускали никого из храма. Ложь. И впускали, и выпускали, просто не давали свободно разгуливать по храму. Публика тут разная, есть неадекватные, есть больные, есть бесноватые - к Богу тянутся больные, а не здоровые. Кстати, охранники со мной почему-то были очень любезны и обходительны.
Хочется спросить, а что ждут люди, приезжая к старцу? Им надо чтобы с ними были ласковы и любезны, они желают получить всё на блюдечке, не претерпев никаких искушений и неудобств? Но так бывает только в пятизвёздочных отелях.
Окружение батюшка не выбирал, эти ребята - бывшие алкоголики и наркоманы, которых он вытащил. Почему-то никто не хочет быть милосердным к ним, их укоряют и обсуждают, а они молча несут свое служение. Тяжелое служение.
Охранники, преданные батюшке, работали прекрасно - после службы они разделили толпу на несколько групп (мужчины, мужчины пришедшие впервые, дети, пришедшие впервые, женщины с детьми и пр.) и поставили людей в разных сторонах оград.
Вскоре вышел отец Иоанникий. Маленький, худенький, старенький. Он весь светился. Сначала батюшка подошёл к мужчинам, которые пришли впервые, собрал их в круг, и что-то тихо говорил им несколько минут. Потом он пообщался с детьми - с мальчиками постарше тоже собрав их в кружок, потом отдельно поговорил с младшими.
Немного отступая от темы, скажу, что мне больно видеть, как некотоые священники относятся к детям - с пренебрежением и брезгливостью. А уж болящих они и вовсе откровенно сторонятся, нимало не стесняясь этого. Если у человека нет любви даже к детям, насколько его сердце очерствело, представляете?
Отец Ионникий светился любовью, находясь рядом с детьми. Ласковым голосом он говорил им, что надо постоянно молиться, призывать Бога, когда пишешь контрольную, сдаёшь экзамены. Не буду писать обо всём, но вообще, о молитве он говорил много. Очень просил людей, чтобы они молились. Приблизительно он говорил так: "Сейчас день идёт за три, поэтому вам некогда встать и помолиться перед иконами, как делали наши предки. Но старайтесь не оставлять молитву. Молитесь на ходу, женщины пусть молятся у плиты."

Несколько часов батюшка беседовал с людьми. Услышать в толпе всё, что он говорил каждому, было сложно, но я видела, как люди задумчиво уходили, получив ответ. На лицах многих было интересное выражение - будто бы они решили какую-то тяготившую их проблему неожиданным образом. Ефрем, понятное дело, так и не задал вопрос батюшке, поэтому мы вышли из-за ограды, куда охранники милостиво пустили непосредственно к батюшке тех, кто приехал в обитель впервые. Мы с Ефремом пошли в трапезную - я не видела смысла задавать один вопрос, потому что у меня их было тысяча и один, и все самые-самые важные. На трапезе предлагался суп, гречка, тушеная капуста и овощи. И - да, накладывали в одну и ту же тарелку, что тут такого?
10. Искренне не понимаю возмущения от того, что чай наливали в ту же миску что и суп
Мы быстро поели гречку, соленые огурцы и получили по маленькому кусочку хлеба. Хлеб, и вообще еду здесь берегли до последней крошки.
Как-то женщина с раком желудка подошла к батюшке, чтобы спросить о лечении. Отец Иоанникий ответил, что она исцелиться только в том случае, если будет питаться отбросами с помоек, потому что всю жизнь выбрасывала еду - за это ей и дана эта болезнь.
Ну а мы с Ефремом вытерли тарелку из-под гречки кусочком хлеба и с удовольствием напились сладкого теплого чая. Подумаешь, из одной и той же миски! Ведь в желудке все равно все будет вместе.
Когда мы вышли из трапезной, народу возле батюшки стало меньше. Я встала в толпу женщин, насколько я поняла, приезжающих в обитель регулярно, и слушала их вопросы. Они были похожие, у всех были проблемы с личной жизнью, мужьями и повзрослевшими детьми. Иногда батюшка говорил очень чудно0, стихами. Время от времени, отвечая на вопрос, он говорил короткую проповедь. О молитве, о том как важно любыми способами сохранить семью, о том, что венчаный брак разрушать недопустимо. Женщины получали ответы и уходили, а я тем временем продвигалась все ближе к той ограде, за которой находился батюшка. Наконец, я скорее из интереса, чем в надежде получить ответ, решила разбавить одинаковые вопросы другим, совершенно ни на что не похожим. Всевозможные стандартные ответы на мой вопрос в теории я знала прекрасно и применяла их на практике. Результат, впрочем, был плачевным. Как ответит на мой вопрос батюшка?
Я набралась сил и спросила. За одну секунду он, как рентгеном, пробил меня своим взглядом, после чего рассказал коротенький, в две строчки, стишок.
Эврика. Я опешила. "Спаси Господи", ответила я и выскочила из толпы. Выскочила совершенно другим человеком. Вопрос был один, но батюшка несколькими словами ответил на все тысяча и один, которые у меня были. Этот батюшка - великий человек. Самые духовные и образованные священники, некоторые из которых знали меня не один десяток лет, не могли и близко ответить на этот простой вопрос. Все их ответы были ответами книжников и фарисеев, а не отцов - как отцы они ответить не смогли. Наверное, чтобы суметь ответить как отец, надо любить чадо, как дитя? Мой вопрос был о любви, кстати.
Порадуйтесь за меня, братья, сестры и честные отцы. С этой минуты моя жизнь действительно изменилась. Оказывается, чтобы в один миг изменить жизнь, не надо ни денег, ни каких-то усилий, ни даже чьего-то доброго расположения. Достаточно просто того, чтобы открылось некая невидимая доселе грань самого важного. Я поняла свою проблему. Слава Богу. Как только я это поняла, удивительным образом изменения произошли и во внешней жизни в течение каких-то нескольких часов.
Напоследок, хочется ответить еще на несколько претензий недовольных паломников:
11. Батюшка разговаривает с людьми прямо на улице, не приглашая их.
И правильно делает. Ему не нужно долго рассказывать о проблеме, потому что он видит человека насквозь, и быстро дает исчерпывающий ответ.
12. Батюшка не может и шагу ступить без своих охранников.
Не может, иначе его растерзает, заживо разорвет на мощи толпа страждущих. Именно такие охранники ему и нужны, немногословные, строгие, терпеливые.
13. Батюшку возят на кресле как на троне.
Посмотрим, как вы будете функционировать, когда вам будет под 80 лет. Помолитесь лучше о здоровье отца Иоанникия, если у вас осталось хоть немного совести. Интересно, как можно, будучи христианином, дойти до такого состояния, чтобы упрекать пожилого нездорового человека, служившего всю ночь, тем, что его возят на кресле?

P.S. Фотографий мало, потому что в обители запрещается пользоваться фотоаппаратами и мобильными телефонами. Простите за ошибки в тексте - писала с телефона, а у меня автозаполнение, которое вечно склоняет глаголы по-своему и выкидывает еще много разных фортелей)
P.P.S. Если у вас есть хороший духовник, который является для вас примером, то ничего лучшего не ищите.
Если интересно, потом могу написать подробнее о том, как отец Иоанникий благославляет чад молиться.
И напоследок, один совет батюшки, который мне очень понравился:
"Лучше мало знать да делать, чем много знать и не делать"
В наш век, когда горе от ума закрывает очи духовные, этот совет мне кажется очень актуальным.

Posts from This Journal by “духовничество” Tag

Спасибо, интересно. Хотя все равно не захотелось поехать, как и раньше не ездила к старцам. Может я просто еще не задала себе тот самый вопрос?
Около Боровского монастыря легко найти недорогое жилье в частном секторе, мы когда-то останавливались там, хотя ехали вовсе не к о.Власию, а по другому вопросу, даже и не знали, что там есть такой священник. Наверное вокруг о.Иоанникия такой бизнес тоже процветает? Или там нет деревни рядом?
Если нЕзачем ехать, тогда лучше не ехать. Слышала, что на тех, кто едет из любопытства, потом сыпятся скорби.
Там есть деревня, но о гостинице я ничего не слышала. Знаю только, что паломникам разрешено спать на полу в храме после службы.
Мои родные ездили к нему. Сестра тоже говорит что получила какой-то важный ответ.
Люди редко говорят о сокровенном. Думаю, именно поэтому в сети столько негативных отзывов. Собрались, словно стая ворон, и каркают. Причем, негативные копируют из форума в форум, а на тех, кто изредка заходит и пишет хорошее, в лучшем случае внимания не обращают, в худшем сразу же записывают в болящие.
Удивительно! Спасибо вам за подробный рассказ.
вот так и бывает

настроишься как турист - и ничего не увидишь
настроишься на то что будет нелегко - и ответ получишь)
ИМХО легко уже нигде не бывает - всё грехом поражено, как ржавчиной. Хорошо святым - они эту ржавчину не замечают)

А вообще, если хочется, чтобы было легко и приятно, можно пойти в храм, где настоятель чайлдфри. Разумеется, сам настоятель этого не афиширует, обычно у него и его священников по 1, максимум по 2 ребёнка. Знаете ведь такие храмы? Там присутствие детей на службе не приветствуется, иной раз прихожан с детьми просто выгоняют на улицу, а пускают только к Причастию. В таких храмах воскресная школа "для галочки", негде поставить коляски и нет детских площадок.
Исповедь будет приятной, пустой трёп интеллигентных людей, встретившихся после долгой разлуки - гарантирую)
Вот там обычно всё цивильненько)
честно говоря, не знаю таких храмов
у меня вообще в жизни было мало храмов, где бы я бывал регулярно. два в москве, два в подмосковье и в таиланде один)) везде к детям отношение было хорошее.
А Вы ходили туда один с тремя маленькими детками?
нет, я еще протестирую, у меня пока двое))

но те семьи, у кого трое маленьких деток, туда ходили и их не гнали.
Матушка, напишите, пожалуйста, как о.Иоанникий благословляет молиться.
"Когда с вами Господь - надейтесь на победу. Силен Господь превращать зло в добро. Будьте в Боге, и Господь будет с вами. Впереди Бога ставьте. Какое дело начинаете, в транспорт садитесь, порог работы переступаете и т.д. просите: "Господи, благослови!"
Отец Иоанникий напоминает, что просыпаться и засыпать надо с Иисусовой молитвой.
Проснувшись, Бога призвать: "Господи благослови день сей" и перекреститься.

Просил не забывать молиться Ангелу Хранителю своему: "Святый Ангеле Божий Хранителю мой, моли Бога о мне грешном". Эту молитву хорошо бы повторять 50 раз в день, тогда невзгоды будут обходить стороной. Так же, можно помолиться Ангелу Хранителю ребёнка, например, если уже поздно, а он ещё не пришёл домой: "Ангел Хранитель моего сына (имя) моли Бога о нем".
Можно молиться Ангелу Хранителю священника, например, если идёте к нему на исповедь и ждёте духовного совета, или врача, к которому хотите пойти на прием и пр.
Еще батюшка часто повторяет: "Сделал доброе дело - приготовь душу к искушениям"
Просите по дню святого, который бывает: "Святый угодниче ... моли Бога о мне." Весь день будет складываться.
Еще мне понравилась молитва за нерожденных детей, сфотографирую и выложу позже.
Здесь наставления: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_10918
Молитва о нерожденных детях:
https://drive.google.com/file/d/0BzzKEKjqorUidHEwTWxROWNfZWc/view?usp=drivesdk

На службе в Свято-Никольской обители отец Иоанникий после исповеди читает разрешительную молитву и для тех, кто делал аборты. Отец Иоанникий просит Господа простить этот грех тем, кто совершил его, и даёт молитвенное правило - читать всю жизнь, каждый день 150 раз в день "Богородичное правило": 150 раз молитва - "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших", и на каждом десятке говорить прошение: "Царица Небесная, прости жизнь мою, спаси семью мою". В течение дня, можно не все сразу, частями и на ходу тоже можно молиться.
О батюшке
(Anonymous)
Все что написал автор этого отзыва во многом я согласна, скажу только то что некие преграды у батюшки это испытание твоего духа на прочность, у батюшки я тоже была и не раз, и я очень рада что побывала в гостях в таком месте и у такого человека.
Re: О батюшке
(Anonymous)
почему именно 50 раз? Что это за мистика? а если прочту 33 раза Ангелу Хранителю что будет?
Re: О батюшке
Не знаю. Не задумывалась об этом. Возможно, дело не в мистике, а в том, что так удобнее, по чёткам. Но Вы можете съездить у нему и спросить)
Чихачево! Ивановская область ! Никольский монастырь
(Anonymous)
Люди милые у кого там родственники спасайте их! Это ужасная секта там шлагбаум охрана! Наш дед поехал туда и пропал мы его ели нашли всего побитого больного, сейчас в реанимации ! Когда мы зашли в этот типо монастырь там люди худые зашкнаннве спят на полу кто то писает под себя !! Их кормят раз в день им внушают про бесов и включают аудио записи с ликами криками забирают документы и телефон ! Дедушка при смерти ему всего 60 лет уехал туда здоровый хотел на святую землю ! А там ад страшно ! На территории кладбище люди больные в холоде! Не оставляйте там родственников там куча смертей (((( это ужасно! Там изверги там зомбируют поют их чем то кто бы что не говорил там ад!! Я сама видела это страх люди бегите
Re: Чихачево! Ивановская область ! Никольский монастырь
Оставьте свой телефончик, пожалуйста. С удовольствием пообщалась бы с Вашим дедом.
Анонимам доверять я не привыкла.
Re: Чихачево! Ивановская область ! Никольский монастырь
(Anonymous)
А как туда добраться?
Re: Чихачево! Ивановская область ! Никольский монастырь
(Anonymous)
Была там раз 5. Бросила пить и курить. Приезжала с семьёй. Детьми. И без. Каждый раз уезжаешь и понимаешь немного больше. И меняешься. Господь там. Он среди этих несчастных и убитых горем людей. И очень большое искушение там до причастие. А потом отпускает.
Исповедь и причастие обязательно 1 раз в три недели. И Господь с Вами.
(Anonymous)
Простите, Вы матушка? А где находится Ваш приход?
(Anonymous)
Добрый день! Меня зовут Ирина ...прочла Вашу статью без отрыва, очень интересно! Для новичков и к тому же имеющих ребёнка аутиста это позновательно. Конечно сразу понимаешь что и как. У меня сынок Димитрий и у него этот не понятного происхождения недуг, я очень хотела съездить в Чихачёво к отцу Иоанникию с целью получения наставления или то что скажет Батюшка в нашей ситуации. Хотелось бы с Вами пообщаться не на форуме, задать волнующие вопросы.За ранее спасибо!
дед 60 лет
(Anonymous)
Этот отзыв попадается неоднократно.Мне за Вас больно.Ведь лож убивает. Как раз отношение монахов и охраны понравилось все четко организовано. Сразу видно что бывшие наркоманы ,хотя внешний вид об этом не говорит,спортивные парни дай Бог им здоровья. Есть видимо те кто недавно пришли с явными следами коаксила но с надеждой и верой в глазах.
За деньги вообще молчу если приедете своим ходом и не захотите жертвовать косых взглядов не встретите.
Спасибо автору за отзыв. Правдиво и познавательно
Схиархимандрит Иоанникий, Чихачёво. Вымыслы и реально
Пользователь kirk_bv сослался на вашу запись в своей записи «Схиархимандрит Иоанникий, Чихачёво. Вымыслы и реальность. И немного о тех, кто рядом с ним» в контексте: [...] у в Схианхимандрит Иоанникий, Чихачёво. Вымыслы и реальность. И немного о тех, кто рядом с ним [...]